Утверждены ли формы, формат и порядок представления обязательства в соответствии с п. 57 ППРФ от 01.03.2024 N 259 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 224
Формы, формат и порядок представления утверждены.
Теперь налоговая база основывается на данных из информационной системы мониторинга. Каким образом решать возможные проблемные вопросы при расхождении данных в нашей декларации и данных системы маркировки?
Данные Оператора ЦРПТ строятся только на сведениях, получаемых от самих участников. Изменения в ранее предоставленные сведения вносятся согласно Правилам маркировки через корректирующие документы или через официальное заявление на комиссию по корректировке данных.
Каким образом плательщик акциза может контролировать процесс оплаты акциза, в том числе нереализованные коды и уплаченный акциз по нескольким обязательствам?
Оплата акциза не изменилась, налогоплательщик уплачивает акциз при сдаче декларации.
Система ГИС МТ не содержит сведения об оплаченном акцизе налогоплательщика, но содержит сведения о реализованной продукции в разрезе заказанных кодов, привязанных к обязательству. Информацию можно будет посмотреть в разделе «Отчеты» в личном кабинете Цифрового акциза.
Правильно ли, что для кодов, эмитированных по конкретному обязательству, но не нанесенных в срок 30 дней, зарезервированная под них сумма обеспечения высвобождается сразу (на 31-й день)?
Верно.
Будет ли возможность при оформлении заказа КМ указать, какое конкретно обеспечение использовать для этого заказа?
Согласно Правилам, заказываемые коды маркировки учитываются по наиболее раннему предоставленному обеспечению.
Какие будут проводиться проверки на выдачу или запреты КМ для крупного налогоплательщика?
Если налогоплательщик соответствует условиям освобождения от обеспечения, установленных п. 55 Правил (совокупная сумма уплаченного налога за 3 календарных года составляет не менее 2 млрд. рублей и если со дня создания соответствующей организации до дня подачи обязательства прошло не менее 3 лет), то проверки при выдаче кодов осуществляются только по сроку действия предоставленного обязательства.
Что делать с КМ, которые заказали, но не нанесли/ нанесли на пачки, но изъяли в процессе производства (брак и т.д)?
В случае если заказанные КМ не были нанесены на упаковки, КМ аннулируются по истечении 30 календарных дней, это не будет считаться неисполнением.
Сколько предельно времени у производства между заказом КМ в СУЗ и нанесением на пачку?
Между заказом КМ и нанесением кодов на пачку есть 30 календарных дней.
С 1 июля прекращается заказ акцизных марок через ФТС? Или потребуется осуществлять заказ и через ФТС, и через систему Цифровой акциз?
Потребуется заказывать коды через систему Цифровой акциз и акцизные марки через ФТС. Коды маркировки выдаются в порядке, установленном ППРФ 224, раздел 8. Акцизные марки выдаются в порядке, установленном ППРФ №804.
Можно ли заказать коды в большом количестве и нанести их до 01.07.24. года и ввозить эти коды после 01.07.24, не внося обеспечение?
Прямой запрет на данные действия отсутствует.
Что значит реализовать в течение 6 месяцев - переместить по бухгалтерии на другие ЮР лица?
Реализовать в течение 6 месяцев – сделать первую отгрузку на другое юридическое лицо. Для импорта – ввезти продукцию в течение 6 месяцев.
Будет ли возможность продления действия dmc, поскольку обязательство можно продлить, и будет ли привязка dmc к наименованию продукции на этапе выдачи кода?
Продление обязательств в Правилах не предусмотрено согласно позиции ФНС и ФТС. На этапе выдачи кодов нет привязки к наименованию продукции для внутреннего производства, для импорта заказ кодов осуществляется по GTIN и количеству, указанному в предварительной заявке.
Какова будет процедура по ввозу образцов табачной продукции для испытаний? Мы образцы пока не маркировали, как это будет происходить с новыми изменениями?
Образцы табачной продукции не подлежат маркировке в объеме, установленном ст. 5 п. 3 ФЗ от 13.06.2023 № 203-ФЗ.
Верно ли, что с 1 июля возможность заказа КМ будет только посредством направления предзаявки через личный кабинет Цифрового акциза с предоставлением обеспечения?
С 1 июля КМ с типом эмиссии "Ввезен в РФ" будут выдаваться посредством направления предзаявки через личный кабинет Цифрового акциза с предоставлением обеспечения ФТС.
Никакой другой опции для заказа КМ доступно не будет, и выданные по такой схеме КМ будут подлежать маркировке акцизными марками.
Можем ли мы указать текущее бумажное обеспечение в предзаявке на получение КМ?
Нельзя.
Вопрос по КМ, полученным до 1 июля. Какие особенности маркировки продукции такими КМ после 1 июля?
Продукция, маркированная кодами, полученными до 1 июля, должна быть обеспечена бумажными марками, полученными до 1 июля.
Количество заказываемых кодов остается больше используемых, неиспользованные коды маркировки сгорают.
На аннулированные коды можно высвободить обеспечение, обратившись в ФНС, и на эту сумму сформировать новое обязательство и получить новые коды.
Необходимо ли где-то подтверждать высвобождение обеспечения?
Да, высвобождение обеспечения необходимо подтверждать в ФНС.
Является ли невыполнением обязательства не реализация хотя бы одной единицы продукции (несмотря на то, что общая сумма реализованной продукции соответствует обязательству)?
Не реализация хотя бы одной единицы продукции будет причиной невыполнения обязательства.
Упразднят ли предыдущие регламенты (бумажный акциз, обязательства, и прочие документы) или будет задвоение: и бумажные марки клеить с обязательством и обеспечением, и КМ наносить по новым правилам?
На данный момент сохраняется двойная маркировка. Сейчас на рассмотрении у Государственной Думы проект изменений в технический регламент, который исключает маркировку бумажными марками. Ближайшая дата рассмотрения проекта – сентябрь 2024 года.
Что такое (ИС МОТП)?
ИС МОТП — информационная система маркировки и оборота табачной продукции.
Горячая линия для обращения участников рынка с вопросами по системе маркировки и прослеживаемости табачной продукции.
8 800 222 1523 (для звонков из России)
+7 499 350 85 59 (для звонков из других стран)
support@crpt.ru
Я разработчик ПО и у меня есть предложение для оператора системы маркировки. Куда я могу обратиться?
Да, мы приглашаем к участию в проекте разработчиков решений, интеграторов и хотим сделать нашу систему максимально открытой, удобной и полезной для рынка. Направьте Ваши предложения на support@crpt.ru.
Ресурсы и оборудование, необходимые для внедрения системы маркировки и прослеживаемости табачной продукции:
Для работы с системой потребуется следующее техническое оборудование:
Производителям:
- оборудование и ПО для сериализации и агрегации (если ранее не приобреталось);
- регистраторы эмиссии кодов маркировки (оператором проекта Центр развития перспективных технологий предоставляет их бесплатно);
- подключение к оператору электронного документооборота (если в ЭДО ранее не работали).
Дистрибьюторам и оптовикам:
- подключение к оператору электронного документооборота (ЭДО) и цифровая подпись (если ранее не оформлялось).
Розничной точке:
- 2D сканер (если ранее он не закупался) и обновление программного обеспечения для уже установленной онлайн-кассы;
- для розничных магазинов рекомендуется прочитать подробную информацию в разделе «Подготовка магазина к маркировке»;
Необходимые затраты для внедрения маркировки и прослеживаемости для разных групп участников рынка единовременные и постоянные:
Для производителей:
- в случае отсутствия необходимого оборудования и ПО, производителям потребуется единоразово вложить от 6 до 15 млн рублей на производственную линию для его покупки и адаптации в зависимости от выбранной системы ERP;
- регистратор эмиссии предоставляет ЦРПТ на бесплатной основе;
- для оптовой продажи необходимо использование ЭДО для отправки первичных документов. Средний рыночный тариф за обработку одного документа в ЭДО - 5,4 руб. Средние годовые расходы на услуги ЭДО составят порядка 21 млн. руб. для крупных производителей и 0,7 для мелких.
Для дистрибьюторов и оптовиков:
В зависимости от масштаба бизнеса дистрибьютора или оптовика расходы за услуги ЭДО в год могут варьироваться (ниже приведена примерная оценка, исходя из среднего рыночного тарифа за обработку одного документа в ЭДО - 5,4 руб.):
- у оптовиков с оборотом в 50 млн. пачек в год расходы на ЭДО будут составлять до 270 тыс. рублей в год;
- у дистрибьютеров с оборотом в 9 млрд. пачек в год расходы на ЭДО будут составлять до 49 млн рублей в год;
- у оптовиков с оборотом в 3 млрд. пачек в год расходы на ЭДО будут составлять до 15 млн рублей в год;
- у оптовиков с оборотом в 1 млрд. пачек в год расходы на ЭДО будут составлять до 5 млн рублей в год;
- входящий трафик электронных документов не тарифицируется.
Для розничных магазинов:
- в случае отсутствия у продавца 2D сканера будет необходимо единоразово инвестировать 4000 рублей в его приобретение;
- для мелкой розницы может потребоваться установка обновленного кассового ПО для работы с маркированной продукцией. Поддержка кассового ПО – 7500/год. Данную информацию можно уточнить в сервисных центрах поставщиков кассового оборудования.
Необходимо отметить, что затраты на ЭДО окупаются за счет сокращения оборота бумажных документов и, следовательно, сокращения затрат связанных с печатью, пересылкой и хранением бумажных документов. Средняя стоимость бумажного документа составляет 20 рублей, что в 4 раза больше, чем стоимость электронного документа.
Что изменится в работе каждого участника рынка после перехода на работу с маркированными табачными пачками?
Для участников рынка изменения будут минимальными.
Производителям нужно настроить процесс нанесения цифрового кода Data Matrix на пачках и блоках и линейного кода на коробах. Нанесенный на каждую единицу товара цифровой код будет сканироваться участниками торговой цепи. Информация о его передвижении будет передаваться в систему Честный ЗНАК.
Дистрибьюторы будут передавать сведения в систему маркировки в электронном виде через операторов электронного документооборота посредством универсального передаточного документа (УПД), который включает в себя товарную накладную и счет-фактуру. Данный документ разработан ФНС России и рекомендован к применению. Для тех, кто еще не перешел к работе с ЭДО, нужно будет это сделать.
После поступления товара в розницу при его реализации будет необходимо передавать информацию о продаже в систему маркировки Честный ЗНАК. Для этого на кассе нужно будет просканировать код с пачки, который будет автоматически передан в Честный ЗНАК через оператора фискальных данных, к которому подключена касса. За счет того, что в коде содержится GTIN продукции – достаточно просканировать только сам Data Matrix. Благодаря тому, что в системе уже содержатся данные о максимальной розничной цене, кассиру не придется вводить эту информацию на кассе.
Для розничных магазинов рекомендуется прочитать подробную информацию в разделе «Подготовка магазина к маркировке».
Напомним, что с 1 июля 2019 года все торговые точки будут оборудованы онлайн-кассами по требованиям 54-ФЗ и устанавливать дополнительное программное и аппаратное обеспечение как в ЕГАИС не потребуется. Расходы продавцов на адаптацию процессов для маркировки будут минимальными.
Кто принимал участие в пилотном проекте по маркировке табака?
Участниками эксперимента были производители табачной продукции в России, выпускающие около 95% всей табачной продукции в стране, дистрибьюторы, через которых реализуется более 88% табачной продукции – ТК «Мегаполис», ГК «СНС»; организации розничной торговли – «X5 Retail Group», «Metro C&C», «Лента», «Магнит», «Дикси» и др.
Будет ли взиматься какая-то плата за генерацию кодов с участников пилотного проекта? Что такое (ИС МОТП)?
На этапе пилотного проекта все участники получат доступ к системе, включая генерацию цифровых кодов маркировки и прослеживаемость их оборота, на безвозмездной основе.
Каковы сроки введения обязательной маркировки табака?
С 1 марта 2019 года началась обязательная регистрация производителей и торговых точек в Национальной системе цифровой маркировки Честный ЗНАК.
Для регистрации в системе маркировки необходимо оставить заявку на странице Маркировки табака.
С 1 июля 2019 года будет прекращен выпуск немаркированной продукции.
При продаже сигарет на кассе нужно просканировать DataMatrix код с каждой пачки или блока. При продаже товара касса должна передать в ОФД информацию о том, что в чеке содержится маркируемая продукция;
поставка маркированных сигарет дистрибьютору, напрямую от производителя, будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота.
С 1 июля 2020 года будет прекращен оборот немаркированной продукции.
Поставка маркированных сигарет в розничную точку и субдистрибьютору будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота.
Что такое пилотный проект, для чего он нужен?
Перед переходом к обязательной маркировке в каждой товарной группе проводятся пилотные проекты. Они необходимы для того, чтобы представители отрасли смогли в спокойном режиме вместе с оператором проекта подготовиться к работе с маркированной продукцией: адаптировать оборудование для печати кодов, обновить кассовое ПО и тд.
Именно пилотные проекты, которые должны начинаться не позднее, чем за год до начала обязательной маркировки позволяют отрасли подготовиться к ней и минимизировать издержки.
Кто и когда принял решение о введении маркировки табачной продукции в России? Какие государственные органы будут курировать эту систему?
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1433 «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции» с 15 января 2018 г. на территории Российской Федерации проводится эксперимент, координацию которого осуществляет Минпромторг России.
С 1 марта 2019 года цифровая маркировка стала обязательной для табачной отрасли. Внесенные в ФЗ-15 изменения, утверждающие срок 1 марта 2019 г. как старт обязательной маркировки, подписаны президентом РФ В.Путиным 30 июля 2018 года.
Что такое система маркировки? Для чего она вводится в России?
Проблема нелегальной продукции остается крайне острой для России: доля незаконного оборота в легкой промышленности достигает 35%, на парфюмерном рынке 20%, на рынке лекарственных средств до 10%.
В первом квартале 2018 года доля нелегального рынка сигарет в России увеличилась до 7,7% против 4,6% годом ранее, следует из исследования аналитического агентства Kantar TNS.
В декабре 2017 г. Президент РФ В.Путин одобрил решение правительства о создании до 2024 г. национальной системы цифровой маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Создаваемая центром система, получившая название Честный ЗНАК, позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес, бренд добросовестного производителя и потребителей.
Единая система цифровой маркировки позволит бизнесу повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку:
- за счет снижения доли контрабанды и контрафакта легальные производители увеличат долю и объемы производства на 5-50% в зависимости от товарной группы;
- бизнес сможет перевести производство на Индустрию 4.0, на работу по принципу Just-in-Time. Получая в режиме онлайн данные о движении продукции, он будет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции;
- бизнес сможет существенно экономить на логистике: при внедрении полного прослеживания получение производителем или логистической компанией актуального статистического материала о географии, интенсивности, сезонности продаж позволит перестроить логистические схемы, оптимизировать поставки и складские запасы;
- бизнес наладит учет. Сейчас многие предприниматели не имеют собственных данных об остатках и кодах товаров на складах и в магазинах. Без правильного учета невозможно считать прибыль или планировать закупки, поэтому автоматизация поможет предпринимателям навести порядок в своем бизнесе;
- бизнес перейдет на электронный документооборот. ЭДО радикально сокращает объем бумажных документов, которыми до сих пор активно обмениваются между собой российские компании и снизит издержки бизнеса и повысит производительность труда.
С какого числа организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю табачной продукции, должны:
— отправлять данные о розничной продаже табачной продукции в систему мониторинга;
— отправлять данные о получении табачной продукции от поставщика в систему мониторинга;
— продавать исключительно маркированную табачную продукцию.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю табачной продукции, должны передавать в информационную систему мониторинга:
с 1 июля 2019 г. сведения о розничной продаже маркированной табачной продукции (сигарет и папирос), произведенной в Российской Федерации или ввезенной в Российскую Федерацию;
с 1 июля 2020 г. сведения о получении табачной продукции от поставщиков, а также о других операциях с табачной продукции, включая информацию о ее списании по основаниям, установленным законодательством.
Розничная продажа немаркированной табачной продукции, включая сигареты и папиросы, произведенной в Российской Федерации или ввезенной в Российскую Федерацию после до 1 июля 2019 г., может беспрепятственно осуществляться до 1 июля 2020 г.
С 1 июля 2020 г. допускается розничная продажа только маркированной табачной продукции.
Каким образом розница в отдаленных местностях будет передавать данные в систему маркировки?
Предпринимателям, которые используют кассы без передачи данных в ОФД, будет необходимо 1 раз в 30 дней вносить данные о кодах проданных пачек в личный кабинет системы мониторинга.
Как продать табак для кальяна кафе и ресторанам, если они не зарегистрированы в системе?
В данном случае при передаче товара в УПД необходимо поставить признак «Покупка для собственных нужд»
Будет ли признана никотинсодержащая продукцией, выпущенная в ходе эксперимента, маркированной?
В соответствие с п.7 проекта Постановления об утверждении Правил маркировке никотинсодержащей продукции средствами идентификации (далее — проект постановления), никотинсодержащая продукция, маркированная средствами идентификации до 1 марта 2022 г., признается маркированной надлежащим образом при условии отражения в информационной системе мониторинга по состоянию на 1 марта 2022 г. сведений о нанесении на такую никотинсодержащую продукцию средств идентификации.
Продукция, которая соответствует этим требованиям:
- до вступления в силу требования обязательной маркировки и прослеживаемости, может оборачиваться как маркированная или как немаркированная — на усмотрение участников оборота;
- после вступления в силу требований обязательной маркировки и передачи сведений об оптовом и розничном обороте, должна оборачиваться как маркированная.
При этом, у участников оборота не возникает обязанности по восстановлению информации о движении данной продукции по товаропроводящей цепи, которое происходило в период эксперимента,
Что делать с остатками введенной в оборот немаркированной продукции?
В соответствие с п. 10 проекта Постановления, оборот не маркированной средствами идентификации никотинсодержащей продукции допускается до 1 октября 2023 г.
Таким образом, участники оборота имеющие на балансе продукцию, которая была произведена и введена в оборот до 15 марта 2022 года имеют право оборачивать данную продукцию без передаче сведений о ней в ГИС МТ до 1 октября 2023 г.
Данное право распространяется также на формирование наборов из немаркированной продукции, в том случае, если на формирование таких набором не наложены ограничения иными нормативными актами.
Когда нужно будет подавать сведения о вводе в оборот маркированной никотиносодержащей продукции?
В соответствие с п. 3 проекта Постановления, производители и импортеры никотинсодержащей продукции вносят в информационную систему мониторинга сведения о вводе продукции в оборот с 15 марта 2022 г.
При этом, в соответствие с определением, установленным Правилами, остатками табачной продукции признается продукция, которая на дату ввода обязательной маркировки находится в обороте.
Таким образом, право на оборот немаркированных остатков не распространяется на производителей, которые имеют на своем балансе нереализованную готовую продукцию, произведенную до 15 марта, для ввода ее в оборот после 15 марта 2022 г. эта продукция должны быть промаркирована.
Какую ответственность будут нести розничные магазины в случае неправильного использования контрольно-кассовой техники?
Согласно федеральному закону № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (статья 4.7 п. 5) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека — «код товара», позволяющий идентифицировать товар.
Постановлением Правительства РФ № 174 от 21 февраля 2019 года установлено, что в реквизите «код товара» кассового чека для товаров, в отношении которых предусмотрена обязательная маркировка средствами идентификации, указывается код идентификации, предусмотренный Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
За несоблюдение этого требования, может быть применена ответственность, которая установлена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ за нарушение порядка и условий применения кассовой техники, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Какую ответственность будут нести те, кто будет продавать немаркированную продукцию после 1 июля 2020 года?
Согласно постановлению правительства № 224 от 28 февраля 2019 года утверждены правила маркировки и оборота табачной продукции.
Согласно правилам за продажу немаркированных сигарет, предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
• на граждан в размере от ЧЕТЫРЕХ тысяч до ПЯТИ тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
• на юридических лиц — от 200 тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
• на должностных лиц — от 10 тысяч до 15 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Подробнее о штрафах на https://честныйзнак.рф/penalties/
Какую ответственность будут нести производители табачной продукции за производство немаркированных сигарет после 1 июля 2019 года?
Ответственность за производство немаркированной продукции предусмотрена статьей 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Производство алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Какую ответственность несут участники оборота товаров при продаже маркированной табачной продукции без передачи сведений в систему маркировки?
По такого рода нарушениям ответственность установлена статьей 15.12.1 КоАП РФ:
• на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;
• на должностных лиц — от 1 тысячи до 10 тысяч рублей.
Подробнее об ответственности участников оборота товаров на https://честныйзнак.рф/penalties/